Как самостоятельно составить бизнес-план для книжного магазина?
Несмотря на то, что в современном мире все больше пользуются популярностью электронные пособия, книжный бизнес не становится менее прибыльным. Молодое поколение предпочитает электронные устройства, потому что это модно и удобно, старшее — отдает дань привычке, а остальные читающие по праву считают, что бумажные варианты книг можно купить дешевле, чем различные девайсы.
Книжный магазин при правильном расчете финансового плана уже в первый год может принести 50-100% процентов чистой прибыли, при этом не требуя больших затрат на решение производственных вопросов.
Анализ рынка и конкуренции
Книжный рынок представляет собой гибкую и практическую рыночную модель, которая приносит стабильную прибыль. Однако сейчас реализовать весь объем книжной продукции становится нелегко: слабое развитие розничных торговых точек, которые предоставляют малый ассортимент товаров.
Отрицательными факторами, которые больше всего влияют на снижение рентабельности бизнеса, являются:
- Падение интереса к чтению.
- Отсутствие государственной программы популяризации литературы.
- Высокие арендные ставки.
- Конкуренция со стороны других отраслей (информационных технологий).
Тем не менее, есть и положительные факторы, на которые основатель бизнеса должен обращать внимание в первую очередь. К таким относятся:
- Рост благосостояния граждан.
- Наличие сравнительно малой конкуренции (особенно в регионах).
- Относительно небольшие цены на книги, а также их стремительный рост.
- Развитие технологий.
Анализ рынка и конкуренции наглядно показывает, что система сбыта представлена несколькими нишами. Грамотный начальник должен составить четкий план работы с каждой из них, учитывая потребности.
Начиная путь от издательства, книга может поступить на книжную ярмарку, в корпорацию, к крупному оптовику (независимый магазин, торговые палатки), в интернет-магазин, на почту, в распределительный центр книготорговых сетей, в фирменный магазин издательства. Несложно определить, что самый лучший ассортимент товаров получает независимая точка, которая сотрудничает с серьезным крупным оптовиком.
О том, как открыть свой бар с нуля, читайте здесь.
Производственный план
Правильный выбор расположения помещения обеспечивает посещаемость, а следовательно, и высокую прибыль:
- Выгодней всего открывать магазин любого формата в крупных торговых центрах или супермаркетах, то есть там, где постоянно присутствует большой поток людей.
- Аренда отдельного помещения — тоже хороший вариант, особенно если оно расположится в центральной части города и на первом этаже. Однако, аренда может стать не такой уж и выгодной, если в центре уже есть несколько крупных магазинов со схожим ассортиментом и имеющих постоянную клиентуру.
Полезным является то, что занимая даже небольшое помещение в торговом центре, можно не сильно размышлять над рекламной кампанией: достаточно будет лишь купить красивую и интересную вывеску, которая привлечет клиентов. Также можно разместить несколько таких же вывесок по всему ТЦ с адресом или картой прохода к магазину.
Опросы респондентов показывают, что часто потребители заинтересованы не только в ассортименте продукции (как правило, все небольшие магазины готовы предоставить практически одинаковый товар), сколько в правильном и удобном дизайне помещения. Для расположения товара понадобятся различные витрины, тумбы и стеллажи.
Правильный выбор оборудования подразумевает, что каждая модель должна быть достаточно вместительной, выполнять несколько функций и быть комфортной для передвижения посетителей в заведении. Самые рентабельные точки — это те, где клиентам предоставляется полный доступ ко всей продукции, то есть вся мебель должна не только давать доступ к книгам, но и вызывать желание потянуться и рассмотреть их.
Финансовый план
Затраты, необходимые на открытие подобного бизнеса средней величины, в среднем колеблются от 1,3 до 1,5 миллиона рублей. Закупка книг и оборудования, расходы на косметический ремонт помещения — это основные траты, от которых следует отталкиваться при расчете итоговой стоимости.
Торговая наценка составляет до 60%, а ежемесячные расходы — около 500 тысяч рублей (заработная плата персонала, закупка новых изданий, работа с поставщиками, доставка книг, оплата аренды). Ежемесячный общий доход при таком соотношении будет около 1 миллиона рублей. Также стоит учитывать и такие немаловажные затраты, как оформление ИП, коммунальные и дополнительные расходы (25-30 тысяч рублей).
Организационный план
Кроме выбора удачного расположения, основной составляющей успеха является правильно сформированный ассортимент товара. Те, кто не понаслышке знаком с книжным делом, всегда находятся в центре литературной жизни, владеют актуальной информацией, сделают это лучшего всего.
Следует помнить, что не только новинки привлекают читателей. Существуют и жанры, которые остаются популярными всегда: произведения классиков, школьная литература, детективы, романы, фантастика, детская литература, беллетристика.
Прибыли учреждения зависят от работы квалифицированного персонала, который может дать грамотный совет клиенту. Небольшой ларек в торговом центре может обойтись двумя опытными продавцами-консультантами, в то время как серьезное предприятие потребует 3-5 человек. Предпочтение при найме сотрудников следует отдавать людям с гуманитарным образованием (учителям, библиотекарям), тем, кто хорошо себя зарекомендовал на соответствующем месте работы в прошлом.
График запуска
График различен у каждого предпринимателя, однако этапы, как правило, будут следующие:
- Если бизнесмен имеет около 1-1.5 миллиона рублей, то можно начинать оформление ИП, конечно, после выбора идеи и обоснования того, действительно ли такая фирма будет удовлетворять всем потребностям.
- После оформления формы деятельности выбирается правильное помещение. Как правило, на это уходит до 1 месяца.
- Рекламную кампанию лучше запускать с момента строительства торговой площадки или начала косметического ремонта, чтобы заранее вызвать интерес потенциальных клиентов (также сработает эффект “сарафанного радио”, то есть даже при неоткрытом еще магазине покупатели будут знать о нем).
- Вопрос выбора поставщиков и правильного ассортимента занимает от 2 до 4 месяцев. К этому вопросу нужно подойти серьезно, ведь он определяет прибыльность бизнеса.
- Набор персона — завершающая стадия, которая полностью зависит от умений управляющего.
По средним расчетам, общее время на открытие магазина (от идеи до первых клиентов) составляет от 3 месяцев до полугода.
Интересная информация об открытии данного бизнеса представлена на следующем видео:
Маркетинговый план и реклама
Агрессивная реклама для привлечения новых клиентов бизнесу потребуется только на начальном этапе развития. Постоянная клиентура может получать рассылку по почте и на e-mail адреса, интерес отлично поддерживается и скидками, специальными предложениями, которые доступны только членам клуба.
С привлечением новых клиентов сложней. Современные условия для конкуренции подразумевают, что нужно использовать все доступные методы: например, создать официальный сайт, группы в социальных сетях, нанять людей, которые будут писать отзывы о магазине на форумах, устраивать постоянные акции и скидки новым клиентам, предоставлять к купленному товару подарки (буклеты, календари, журналы).
Анализ рисков
В современных условиях рыночных отношений, конкуренции и возникновения непредсказуемых ситуаций любая коммерческая деятельность подвергается рискам. В случае книжного магазина основным риском может быть недополучение доходов и возникновение убытков вопреки прогнозируемым вариантам. Проблемы в этом бизнесе возникают в основном из-за следующих факторов (риск оценивается по пятибалльной шкале):
- Вынужденное снижение цен в угоду конкурентам (2).
- Незапланированные расходы (2).
- Низкий объем продаж (1).
- Снижение спроса и прибыли (1).
- Ошибки и неточности в работе персонала (1).
- ЧС, включающие ограбления, пожары (2).
Наилучшим методом снизить риски при открытии магазина является страхование.