Нюансы написания и пример бизнес-плана для продуктового магазина

свой бизнесВ случае желания открыть собственный бизнес каждый человек старается занять свою нишу. Некоторые находят действительно оригинальные идеи, рискуя потерять все вложения в случае неэффективной реализации или неработающей стратегии продвижения. В то же время, важно понимать, что большинство людей не имеют релевантного опыта в бизнес-сфере. В первую очередь, это касается детальной проработки проектов. В результате наилучшим решением является выбор проверенной идеи, для которой существуют довольно простые методы реализации и техники, позволяющие увеличить отдачу.

Одной из таких идей является магазин продуктов. Это актуальное направление, которое не является сезонным. Поэтому оно будет приносить постоянный и достаточно высокий уровень прибыли в случае адекватного подхода к организации.

Описание проекта: акцент на формат заведения

Важно понимать, что для того, чтобы начать такого рода бизнес, необходимо осуществить выбор формата магазина. К сожалению, четкой классификации до сих пор не существует, и разные исследования выделяют различное количество и перечень форматов, которые используются подобными заведениями:

  • Так, одним из наиболее распространенных видов является классический супермаркет, который в основном торгует продовольственными товарами. Его площадь должна быть не менее 400 кв. м. Такого рода заведение будет зарабатывать на объемах и на довольно широком ассортименте. Торговой точкой более крупного формата (например, гипермаркетом) предприниматель, не имеющий никакого опыта, не сможет управлять эффективно.
  • Магазин по соседству – один из самых часто встречающихся в спальных районах. Его площадь меньше 400 кв. м., и он характеризуется шаговой доступностью для жителей района. За это они платят завышенную цену на большинство товаров. Кроме того, ассортимент продукции небольшой, но это не повод отказываться следить за ее качеством.
  • Гастроном – небольшая по площади торговая точка, реализующая только отдельный вид продукции. Минусом является то, что для такого рода предприятия необходима маркетинговая поддержка, поскольку ему будет сложно конкурировать на уже сложившемся рынке. Наиболее предпочтительным вариантом является торговля мясом или сыром. Отдельной разновидностью можно рассматривать кондитерский магазин или бакалею – однако данного рода формат пока не слишком развит в нашей стране и те игроки, которым доверяют покупатели, являются достаточно крупными и способными помешать успешному входу на рынок.
  • В последнее время все чаще появляются комбинированные продовольственные и аптечные магазины. Так, здесь возможны два варианта – либо предприниматель арендует площадь под магазин, а часть отдает в субаренду для аптеки, либо непосредственно в самом заведении продаются лекарства. Второй вариант менее предпочтителен, поскольку может подорвать доверие потребителей.
  • Наконец, одной из наиболее бюджетных версий является формат киоска, специализирующегося на продаже воды, снеков, мороженого, сладостей. Также для увеличения выручки возможна продажа различного рода корреспонденции.
Здесь вы можете бесплатно скачать готовый образец бизнес-плана с расчетами

Анализ рынка и конкурентного положения

Для того чтобы запустить собственный магазин, важно понимать, что на этом рынке существует достаточно большое количество игроков. Какой бы формат не был выбран, среди потенциальных конкурентов обязательно будут следующие компании:

  • Гипермаркеты. Они характеризуются огромным ассортиментом при достаточно низких ценах и будут забирать наибольшую часть выручки, которая растет в выходные и перед праздниками, так как большинству людей (особенно семьям с машинами) удобно за раз купить продукты, а также множество других сопутствующих товаров на всю неделю вперед.
  • Сетевые супермаркеты. Отдельная категория магазинов, каждый из которых сосредотачивается на своем подходе к ценовой политике, качеству и остаточным срокам годности продукции. У них есть свои клиенты, которые доверяют им и являются лояльными. За счет масштабов сети такого рода они также могут предлагать более дешевую либо наоборот элитную продукцию.
  • Магазины формата у дома. Составят конкуренцию прежде всего из-за удобства месторасположения. При этом именно их клиенты не слишком лояльны к заведению и поэтому с легкостью поменяют место, где они совершают покупки.
  • Кафе и рестораны. Косвенный конкурент с той точки зрения, что многие люди вместо того, чтобы купить продукты и самостоятельно приготовить ужин, предпочтут поход в кафе, ресторан, столовую и т. п. Плюс состоит в том, что людей, питающихся каждый день в такого рода заведениях, практически нет. Соответственно, они все равно будут совершать покупки.
  • Специализированные точки. В случае желания открыть продуктовый магазин с достаточно большим ассортиментом без специализации, данные торговые точки будут выигрывать благодаря наличию более редкой продукции (отток клиентов больше всего будет наблюдаться в период праздников, выходных, каникул и отпусков).
свое делоЕсли вас интересует, сколько стоит открыть продуктовый магазин с нуля, прочтите этот материал.

Подробная информация о том, как открыть бизнес по переработке пластиковых бутылок, приведена здесь.

Выбор места и размера точки

пример помещенияВыбор месторасположения является важным шагом, поскольку оно будет влиять на привлекательность заведения для клиентов. Кроме того, это может быть конкурентным преимуществом: в частности, если место, в котором располагается торговая точка, характеризуется высокой проходимостью, это обеспечит увеличение числа как потенциальных, так и реальных покупателей. К тому же, если маркетинговую и ценовую политику можно поменять (равно как и ассортимент и предоставление дополнительных услуг), то переместить магазин намного сложнее.

Именно в аренду или покупку торговой площади вкладывается наибольшее количество средств. Соответственно, место должно быть таким, чтобы обеспечить наиболее быструю отдачу.

Желательно для начала определить тип местоположения – это может быть центральный район (для точек класса люкс, поскольку предпринимателя ждут высокие арендные ставки), отдельно стоящий магазин. Также допустимо заведение в жилом доме в спальном районе или торговая точка, расположенная в торговом центре (зачастую этого добиться сложнее всего, поскольку изначально торговая площадь в таких местах отдается сетевым заведениям, гарантирующим высокую прибыльность и возможность платить ставку).

Далее определяются зоны, наиболее привлекательные для торговли. Здесь сказываются такие факторы, как плотность и мобильность населения, проходимость, особенности транспортных потоков, стоимость аренды и т. д. Важно понимать, что распределение клиентов будет осуществляться следующим образом:

  • 50-70% составят покупатели, которые живут не более, чем в 2,5-4,5 км от точки (аналогично 10 минутам езды на транспорте);
  • 20-25% покупок будут совершать люди, которые живут в 15-25 минутах езды;
  • 10-15% будущих покупателей живут где-то в 25-30 км (если город крупный) и характеризуются тем, что имеют отличные возможности для транспортного доступа к магазину.

помещение супермаркетаВыбор размера зависит от размера инвестиций, которые будущий предприниматель может и готов потратить. В случае организации большой площади уровень прибыли будет больше, клиенты будут больше доверять и оставаться лояльными в связи с наличием более широкого ассортимента. Однако уровень затрат, вероятность воровства и потери имиджа в случае возникновения непредвиденных ситуаций несколько выше.

Что касается маленького магазина, в котором может быть организована продажа с прилавка, для него будут характерны достаточно низкие затраты, необходимость установления высокой наценки для окупаемости и не всегда адекватный контингент покупателей.

Переменные и постоянные затраты

Затея изначально является достаточно затратной. Среди постоянных затрат можно выделить следующие:

  • Арендная плата;
  • Коммунальные платежи;
  • Заработная плата административно-управленческому персоналу;
  • Заработная плата сопутствующему персоналу;
  • Заработная плата продавцам (непосредственно оклад и проценты);
  • Постоянная реклама;
  • Налоговые отчисления.

Среди переменных затрат наиболее распространенными будут следующие:

  • Затраты на проведение дополнительных маркетинговых кампаний;
  • Затраты на закупку товаров;
  • Затраты на транспортные расходы;
  • Затраты на утилизацию;
  • Расходы на премирование сотрудников или выплаты бонусов;
  • Затраты на претензионно-исковую работу (в случае поставки некачественных товаров).

Источниками финансирования могут быть непосредственно деньги владельца или прибыль от деятельности фирмы (внутренние источники). Кроме того, зачастую магазины берут кредит в банке либо просят отсрочки оплаты у поставщиков (берут партию товара, а оплату осуществляют позднее, уже после продажи).

Концепция открытия розничного магазина подробно рассмотрена на следующем видео:

Оборудование

Для того чтобы открыть торговую точку и стабильно получать с нее прибыль, могут потребоваться различные виды оборудования. Все зависит от формата заведения и ассортимента. Важно понимать, что холодильное оборудование для напитков некоторые компании по их производству и продаже поставляют бесплатно – это может стать существенной экономией.

В общем случае понадобятся:

  • Холодильные витрины;
  • Весы для взвешивания продуктов;
  • Холодильные шкафы;
  • Обычные витрины и стеллажи;
  • Морозильные шкафы;
  • Емкости для хранения продуктов;
  • Различного рода инвентарь;
  • Кассовые аппараты.

Также потребуется несколько компьютеров и покупка информационной системы. В общей сложности сумма вложений может составить от 1,5 до 3,4 миллионов рублей. Это зависит от ассортимента (а именно от типов реализуемой продукции), формата точки, размеров подсобного помещения и других факторов.
персонал заведения

Особенности организации работы с персоналом

В случае открытия супермаркета помимо кассиров потребуются:

  • Продавцы-консультанты, чьими обязанностями будет выставление товара, консультирование покупателей и т. п.
  • Охранники, уборщицы (каждая из которых поочередно сможет работать в сумочной, если предприниматель предпочтет ее вместо использования шкафов для хранения).
  • Из административного персонала потребуется директор и несколько менеджеров.
  • Помимо этого, потребуются операторы, а также системные администраторы и юристы (могут работать на аутсорсинге).
  • Наконец, будут нужны подсобные рабочие и фасовщики.

ассортимент продукцииВ основном работа осуществляется посменно (например, с 9 часов утра до 9 часов вечера и с 9 часов вечера до 9 часов утра) по графику два через два. В этом случае заработная плата продавцов и кассиров составит около 23 тысяч рублей, менеджеров – около 30 тысяч рублей, подсобного персонала и уборщиц (в зависимости от графика и часов работы) – 10-18 тысяч рублей. Охранники должны получать 15-20 тысяч, а директор магазина – 45-55 тысяч.

Также возможен найм студентов или школьников старше 16 лет для почасовой подработки. В частности, они могут выполнять некоторые функции продавцов-консультантов – вырезку и расстановку ценников, выставление товара, фасовку, протирку полок, перестановку товара и т. п.

Маркетинговый план

Маркетинг будет зависеть от уровня конкуренции в регионе размещения заведения. Во-первых, необходимо выстроить позиционирование будущей компании: в частности, она может предлагать ассортимент товаров шире, чем у конкурентов. Во-вторых, важным шагом будет мониторинг действий конкурирующих точек – к примеру, если они проводят акции по снижению цен на какую-либо категорию продуктов, магазину придется делать то же самое.

Для привлечения клиентов важно придумать красивое название и сделать привлекающую вывеску. Также часть средств будет уходить на плакаты (например те, которые будут сообщать о сниженной цене на товары) или листовки.

Важным шагом является запуск программы лояльности, которая может заключаться в предоставлении скидки в будние дни в утренние часы или предоставление дисконтных карт на небольшую скидку при покупке на определенную сумму. Также для привлечения покупателей можно дарить такие карты бесплатно.

Занимаясь продвижением, не стоит забывать о качестве продукции. Если в магазине будет множество просроченных или с заканчивающимся сроком годности товаров, он в любом случае потеряет лояльность большинства клиентов, что отрицательно скажется на прибыли.

Примерные сроки открытия

срок открытияСрок открытия зависит от размера площади под торговую точку, скорости установки оборудования и т. п. Кроме того, на него влияет качество и полнота подготовки необходимой документации. Отдельным фактором является необходимость получения лицензии, которая обязательна для магазина, собирающегося продавать алкогольную продукцию (которая является одной из главных статей дохода).

На подготовку и получение всей необходимой документации может уйти от 30 до 60 дней. На поиск помещения обычно уходит 15-30 дней. На ремонт и отделку необходимо заложить еще минимум месяц. Далее происходит установка оборудования и заключение договоров с поставщиками – на эти этапы также потребуется от 30 дней. Некоторые из них можно проводить параллельно. В результате на открытие магазина уйдет от 3 до 5 месяцев.

Расчет срока окупаемости и прибыльности проекта

Стандартная наценка в зависимости от различных параметров (в том числе категории продукции) может варьироваться от 25 до 50 процентов. Учитывая тот факт, что для открытия требуется большое количество инвестиций, срок окупаемости с учетом размера точки может составить от 19 до 25 месяцев.

Средняя рентабельность такого бизнеса составляет 10-12 процентов. Соответственно, при годовой выручке около 15 миллионов рублей чистая прибыль составит 1,5-1,8 миллиона рублей.

Это те средства, которые будут идти на дальнейшее развитие бизнеса и возможное увеличение количества торговых точек.

Таким образом, открытие продуктового магазина представляет собой достаточно сложный и длительный процесс. Его облегчает наличие большого количества советов по упрощению реализации этой идеи. Огромным плюсом является стабильность получения прибыли и гарантия достаточно высокого спроса на товары вне зависимости от формата.

Автор статьи:
-
0
+
Отправить комментарий