Журнал учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
В последнее время алкогольный рынок подвергается более тщательному надзору со стороны государственных органов.
Одним из многих рычагов контроля является требование наличия журнала учета розничной продажи алкоголя, который создан в целях регулирования движения подобной продукции в точках розничных продаж. Оптовым игрокам рынка вести документ не требуется.
Правила ведения
Росалкогольрегулирование предпринимало несколько попыток ввести книгу в действие, но сначала откладывало сроки, а потом и вовсе пересмотрело форму документа. Изначально журнал должен был стать обязательным для продавцов алкоголя с 1.12.2014 (приказ за номером 153 от 23.05.14). Однако на ведомство обрушился шквал запросов от представителей бизнеса, которые задавали массу вопросов по ведению и заполнению бумаги.
В результате данной бурной реакции законодатели пересмотрели дату вступления в силу приказа и отложили срок до 1.07.2015. Однако на этом Федеральная служба не остановилась, приказ 153 был отменен, фактически даже не вступив в действие. Вместо неудачного документа 19.06.2015 был утвержден новый приказ за номером 164. Им регламентирована измененная версия журнала и порядок его заполнения. Форма претерпела значительные преобразования, «потеряв» после корректировки половину граф от изначальной версии.
Те индивидуальные предприниматели или компании, которые имеют несколько розничных точек, создают и ведут документ для каждого магазина. Хранится он также в точке продаж, так как записи следует вносить самое позднее на следующий день после продажи продукции в индивидуальной таре (бутылках, банках).
При реализации разливной продукции создать соответствующую запись следует не позднее одного дня с момента открытия транспортной тары. Говоря простым языком, в журнал вносятся записи о розничной продаже каждой бутылки медовухи, сидра, водки, пива, коньяка и другого алкоголя, а также о всякой пивной кеге, которую продавец вскрыл с целью розлива напитка, предназначенного к продаже.

О том, как получить лицензию на продажу алкоголя, читайте здесь.
Порядок заполнения
Книга содержит семь граф:
- Номер по порядку для каждой записи.
- Дата реализации любой единицы алкоголя или дата открытия тары, в которой он транспортируется.
- Сведения, которые содержит штрихкод, нанесенный на акцизную марку (относится к продукции, подлежащей маркировке). Если продукция не подлежит обязательной маркировке, то графу заполнять не нужно.
- Наименование продукции (в соответствии с имеющейся сопроводительной документацией).
- Код вида алкоголя на основании данных Классификатора видов продукции.
- Емкость (единица изменения – литры) потребительской/транспортной тары.
- Количество такой тары.
Последовательный процесс заполнения вы можете посмотреть на следующем видео:
Итоговые продажи необходимо “подбивать” ежедневно по каждому виду алкоголя.
Документ разрешено заполнять одним из наиболее удобных способов: на бумаге и в электронном виде через единую государственную автоматизированную систему учета алкоголя. Организации и ИП самостоятельно решают, какой из вариантов более подходит для их бизнеса.
Так, при ведении бумажной версии не требуется заполнять графу номер 3 – «штрихкод». Примечательно, что несмотря на обязательность документа, жесткие требования к бумажному варианту не предъявляются. Это значит, что прошнуровывать, пломбировать и скреплять его печатью нет необходимости. Также нет регламентов к цвету чернил или шрифту внесения записей.
При заполнении журнала через ЕГАИС по алкогольной продукции, подлежащей маркировке федеральными специальными либо акцизными марками, графы 4 -7 необходимо оставить пустыми. Однако для подключения к ЕГАИС необходима установка специального программного обеспечения. Если у продавца нет доступа к системе, то он обязан вести учет в бумажном виде.