Как открыть свою автошколу: пошаговая инструкция
Автошкола, осуществляющая подготовку водителей различных категорий, была востребована во все времена. Серьезный подход к каждому этапу создания бизнеса – гарантия успешной и прибыльной работы.
О всех этапах и нюансах этой деятельности и пойдет речь в данной статье.
Перечень необходимых документов и разрешений
Для начала нужно пройти процедуру регистрации. Закон РФ «Об образовании» накладывает запрет на предоставление образовательных услуг без соответствующей лицензии. Индивидуальный предприниматель может открыть только автошколу-экстернат, у которой нет права на выдачу сертификата. Для полноценной деятельности необходимо ООО или НОУ ДО.
Если бизнесмен уже обладает зарегистрированным ООО, то ему нужно будет:
- внести некоторые изменения в Устав;
- зарегистрировать в налоговом органе новый вид деятельности.
Затем нужно обратиться в Минобразования региона за получением лицензии. Срок принятия решения о предоставлении лицензионных прав составляет от 4-х до 12 месяцев.
Для того чтобы получить заключение от Роспотребнадзора, необходимо предоставить в данную службу следующие документы:
- весь перечень учредительной документации;
- договор об аренде помещения/свидетельство о праве собственности;
- договоры на вывоз мусора и утилизацию приборов, содержащих ртуть;
- план БТИ;
- программу производственного контроля.
Пожарная инспекция потребует от предпринимателя следующие документы:
- договор об аренде помещения/свидетельство о праве собственности;
- замер сопротивления изоляции;
- проект, на котором отмечены места расположения огнетушителей и пожарной сигнализации;
- свидетельство, гарантирующее факт того, что пожарно-технический минимум пройден.
После всего этого можно переходить к согласованию открытия автошколы с ГИБДД. Для того чтобы сотрудник ГИБДД позволил начать деятельность, нужно предоставить ему на осмотр правильно оборудованное помещение. Кроме того, следует подать на утверждение в данную службу списки потенциальных студентов.
Информацию о правилах подготовки водителей вы можете узнать из следующего видео:
Виды автошкол
Современный рынок обучения вождению насчитывает тысячи организаций. Небольшие населенные пункты не могут похвастаться таким разнообразием, в них, как правило, выбор не велик – 2-3 школы на весь город. Очень часто ученик не может сам разобраться в том, какая из них является для него наиболее подходящей.
Итак, немного подробнее о каждом виде:
- «Мелкая» автошкола, имеющая всего 1 офис. Такую организацию можно найти практически в каждом районе. Подобную школу характеризуют следующие моменты: 1 учебный класс, небольшой штат сотрудников и чаще всего 1 учебный автомобиль. Основным преимуществом является индивидуальный подход к обучению каждого ученика. Но, к сожалению, отрицательных моментов гораздо больше:
- ученик лишен выбора места обучения, учебного автомобиля и инструктора;
- учебная группа набирается в течение длительного времени;
- обучение осуществляется на самых дешевых машинах, которые не всегда могут похвастаться надлежащим техническим состоянием.
В общем, такое заведение будет внимательно относиться к свои ученикам, но вряд ли сможет обеспечить их гибким и качественным сервисом.
- Крупная сетевая школа, располагающая множеством филиалов. Таких заведений немного, но они известны всем. В интернете и СМИ масса их рекламы, а по городу разъезжает множество автомобилей с их символикой. Преимущественные стороны здесь очевидны:
- клиент может подобрать максимально удобное месторасположение филиала;
- такой организации присущи большие финансовые возможности, следовательно, учебный автомобиль всегда находится в хорошем состоянии;
- благодаря большому потоку учеников группы запускаются регулярно, без задержки.
Минусов тоже немало:
- наличие большого штата сотрудников и непрерывного потока клиентов препятствует индивидуальному подходу к каждому отдельно взятому ученику;
- подобная школа часто прибегает к закрытию старых филиалов и открытию новых, не успевая при этом обновлять информацию на сайте;
- размещение агрессивной рекламы и содержание многочисленных офисов обходится недешево, за что в конечном итоге платит потребитель.
- Районные школы, имеющие несколько филиалов. Данная организация сочетает в себе преимущества вышеописанных вариантов. Такие заведения, как правило, внимательно относятся к ученикам, предлагают приемлемые цены, обладают достойным автопарком.
Оптимальный автопарк
Организация может как приобрести автомобиль самостоятельно, так и принять на работу инструктора на личной машине. Второй вариант, конечно, гарантирует более бережное отношение к технике, а если ее предоставляет автошкола, то инструктор в большей степени зависит от компании.
Если было принято решение приобрести новый автомобиль, то нужно учесть следующий момент: покупка потребует переоборудования в специальной мастерской, обладающей соответствующей лицензией. Оптимальный размер автопарка напрямую зависит от масштабов школы – количества филиалов и численности персонала.
Оборудование и мебель
Перед закупкой оборудования обязательно должна быть изучена «Программа по обучению водителей». Этот документ содержит информацию об особенностях обустройства подобного учебного заведения.
Так, школа обязательно должна иметь класс, в котором представлены наглядные пособия обо всех основных комплектующих автомобиля. Для этого понадобится несколько автомобильных запчастей и наглядных плакатов.
К самым востребованным единицам оборудования относятся:
- тренажеры, позволяющие научить человека управлению транспортным средством;
- компьютерные программы, которые помогают проходить тесты на знание правил дорожного движения;
- электронные пособия для подготовки будущего водителя;
- муляжи и макеты, представляющие ПДД и наиболее распространенные дорожные ситуации.
О том, как открыть магазин автозапчастей с нуля, читайте здесь.
Персонал
Подбор штата должен основываться на требованиях образовательной программы. Нормативно установлено, что полноценное функционирование автошколы с 30-ю учащимися требует наличия 3-х инструкторов и 1-го преподавателя теории.
Преподаватель теории должен иметь высшее или средне-специальное (техническое) образование. Выпуск подобных специалистов осуществляют автомобильные факультеты высших учебных заведений и училищ. Инструктор обязательно должен предоставить свидетельство, позволяющее осуществлять обучение вождению. Если школа получила лицензию на деятельность, то сама может практиковать выдачу подобных разрешений. Работа этих специалистов напрямую отражается на популярности заведения и его прибыльности.
Срок действия лицензии составляет 5 лет. Если договор об аренде помещения подписан на меньший период, то у бизнесмена должен быть документ о том, что собственник согласен продлить данные обязательства.
Реклама и продвижение
Самым эффективным способом размещения рекламы является расклейка объявлений на столбах, остановках и в других местах большого скопления пешеходов. Неподалеку от школы следует разместить рекламный штендер. Потенциальный клиент, выбирающий автошколу, обзванивает каждый удобный вариант, поэтому рекомендуется размещать координаты и в СМИ. В небольшом городе неплохих результатов можно достичь посредством бегущей строки на местном телеканале.
Размещение рекламы заведения, не получившего лицензию, запрещено.
Финансовые вложения
Затратная сторона вопроса включает в себя следующие статьи расходов:
- аренда помещения – 200 тыс. руб. в год;
- закупка 3-х автомобилей – 1000 тыс. руб.;
- приобретение необходимого оборудования – 150 тыс. руб.;
- заработная плата сотрудникам – 40% от заработанного объема средств;
- рекламная кампания – 100 тыс. руб. в год.
Прибыль и срок окупаемости
Как показывает практика, хорошие обороты школа набирает не раньше чем через полгода работы. Именно спустя это время начинают стабильно и регулярно формироваться группы учеников. Срок окупаемости в среднем составляет от 1 до 2-х лет.
Чтобы услуги заведения пользовались популярностью, они должны иметь приемлемую цену – примерно 12-15 тыс. руб. То есть, группа из 30 человек принесет прибыль в размере около 400 тыс. руб. за 2 месяца. Потратить за эти 2 месяца придется примерно 160 тыс. руб. на заработную плату и 40 тыс. на оплату аренды. Итого, размер чистой прибыли за 2 месяца составит порядка 150-200 тыс. руб.