Как правильно открыть и зарегистрировать благотворительный фонд
Многие предприниматели и обычные люди занимаются благотворительностью, которая заключается в оказании материальной помощи тем или иным людям. Для того чтобы средства распределялись не хаотично, а людям было проще делать добрые дела, существуют благотворительные фонды. Создание подобной организации предполагает объединение людей, которые будут привлекать финансовые средства и регулировать их поступление нуждающимся.
При этом важно понимать, что подобное учреждение не может извлекать большой уровень прибыли при осуществлении своей деятельности – это противозаконно и уголовно наказуемо.
Варианты деятельности фондов и их виды
Существует большое количество организаций, занимающихся сбором и распределением финансовых средств для помощи различным группам людей (детям, инвалидам, и др.).
В первую очередь все они делятся на 2 категории:
- Коммерческие фонды – по своей сути они должны называться благотворительными организациями, а не фондами, поскольку у них есть членство, а также они ведут стороннюю коммерческую деятельность.
- Некоммерческие – наиболее распространенный вид. Основная идея состоит в объединении имущества граждан или юридических лиц с условием контроля за распоряжением денежным средствами со стороны попечительского совета.
Среди некоммерческих принято выделять 2 подгруппы:
- Публичные – те организации, которые имеют поддержку со стороны государства и общества (их доля в финансировании составляет больше трети от общей суммы). Чаще всего количество учредителей очень высокое. Среди публичных фондов наиболее распространенными являются медицинские, религиозные и образовательные объединения.
- Частные – те, в которых доля государства и общества в финансирования очень мала (менее одной трети от суммы финансирования). При этом чаще всего это понятие применяется в качестве налогового термина.
Наконец, частные фонды делятся на:
- Оперативные – те организации, которые ведут определенный род деятельности, который приводит к запланированному результату. Это может быть организация программ по реабилитации пострадавших при катастрофах или осуществление мероприятий по снижению уровня безработицы.
- Неоперативные – те, которые самостоятельно не осуществляют никаких программ поддержки, а только проводят сбор средств (в том числе на нужды оперативных фондов). Неоперативные организации могут финансировать не только отдельные мероприятия, но и благотворительные учреждения в целом.
Подробная информация о том, как создать подобное учреждение в интернете, представлена на следующем видео:
Условия осуществления благотворительной деятельности в России
Условия осуществления подобной деятельности регулируются федеральным законом, который был принят в 1995 году. Так, существуют определенные положения, касающиеся деятельности благотворительного фонда или организации:
- Подобные организации могут выполнять те действия, которые направлены на достижение целей их создания либо целей, предусмотренных соответствующим федеральным законом.
- Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность только в рамках достижения поставленных целей.
- Благотворительная организация может привлекать ресурсы и проводить внереализационные операции.
- Кроме того, они могут учреждать хозяйственные общества: при этом в составе участников не могут быть другие лица, не относящиеся к фонду.
- Наконец, подобная организация не может использовать свои средства на сторонние цели, среди которых выделяется поддержка кампаний, а также политических партий или движений.
Фонд может открывать филиалы – как на территории РФ, так и на территории иностранных государств (по тем законам, которые действуют на их территории).
На оплату труда административного персонала организации не может уходить сумма, превышающая 20% от тех средств, которые расходуются ею за календарный год. Однако, приведенное ограничение не связано с выплатами заработной платы тех людей, которые осуществляют благотворительные программы.
На балансе у любой благотворительной организации (вне зависимости от ее вида) могут быть в собственности:
- Результаты интеллектуальной деятельности.
- Информационные ресурсы.
- Здания.
- Различное оборудование.
- Денежные средства.
- Ценные бумаги.
- Другое имущество.
Наконец, для выполнения своей деятельности фонды могут осуществлять объединение в союзы или ассоциации на договорной основе при сохранении юридической самостоятельности.
Порядок оформления необходимых документов и разрешений
Для того чтобы создать подобную организацию, необходимо подготовить целый ряд документов:
- Заявление на регистрацию фонда, которое заполняется по специальной форме. Количество экземпляров – 2 (при этом один из них должен быть заверен у нотариуса).
- Квитанция, подтверждающая уплату пошлины в размере 4-х тысяч рублей.
- Учредительные документы – устав и данные об учредителях (как и в случае с заявлением необходимо 2 экземпляра).
- Решение о создании фонда, которое должно быть запротоколировано – потребуется 3 экземпляра.
- Данные о юридическом адресе организации (также потребуется фактический адрес, если они не совпадают).
- Документ, призванный подтвердить право собственности на то помещение, в котором фонд будет осуществлять свою работу.
После этого необходимо дождаться вынесения решения о возможности регистрации. В случае положительного исхода организация в течение 14-15 рабочих дней получает документ, подтверждающий наличие государственной регистрации у фонда. Кроме того, вместе с этим документом она получает выписку из ЕГРЮЛ и заверенный устав.
Открыть фонд может как юридическое, так и физическое лицо. В любом случае, после получения государственной регистрации необходимо заняться вопросами постановки на учет в налоговой службе, фонде обязательного страхования, федеральной службе статистики и т. д. Для осуществления подобных действий лучше всего обратиться к специализированной юридической компании.
Помещение и персонал
Фонд может как иметь свое собственное помещение, так и арендовать его. Однако, в зависимости от того, является ли он оперативным или нет, будут требоваться дополнительные помещения. Например, в случае организации программ адаптации детей-инвалидов будут необходимы дополнительные площади для проведения занятий.
В подобных случаях вопрос может решиться посредством обращения в городскую администрацию, а также посредством поиска помещения через волонтеров, членов фонда и благотворителей. Зачастую некоторые муниципальные учреждения (например, школы) готовы предоставлять свободные помещения в определенное время.
Среди персонала можно выделить несколько типов специалистов:
- Те, которые занимаются поиском источников финансирования.
- Те, которые осуществляют закупки ресурсов жизнеобеспечения и т. п.
- Работники, занимающиеся обработкой заявок о помощи.
- Работники, контролирующие юридические вопросы.
- Волонтеры, которые, по сути, не состоят в штате и занимаются различного рода деятельностью безвозмездно.
В зависимости от вида фонда и той деятельности, которую он осуществляет, могут понадобиться и другие специалисты.
Если вас интересует, как открыть страховую компанию в России, прочтите этот материал.
Поиск источников финансирования и грамотное распределение денежных средств
Среди источников финансирования и формирования имущества можно выделить:
- Взносы учредителей фонда.
- Членские взносы.
- Различные пожертвования со стороны физических и юридических лиц в натуральной и денежной форме.
- Благотворительные гранты (они носят целевой характер).
- Доходы от ценных бумаг и других внереализационных операций.
- Доходы от деятельности различных хозяйственных обществ, которые могут быть учреждены фондом.
- Труд добровольцев.
- Доход от разрешенной предпринимательской деятельности.
- Поступления, связанные с мерами по привлечению разных благотворителей (это могут быть аукционы, лотереи, развлекательные, культурные или спортивные мероприятия, реализация имущества от благотворителей) и т. д.
К сожалению, в нашей стране лишь немногие компании готовы направлять часть своего дохода на благотворительность. Поэтому основным источником финансирования для подобных организаций остаются частные пожертвования. Например, фонды могут организовывать сбор средств в университете или посредством проведения благотворительных ярмарок и концертов.
Кроме того, можно использовать такое явление, как краудфандинг – это сбор средств по принципу «с мира по нитке». Так, для конкретного проекта создается описание, видео и определяются возможные суммы пожертвования и возможные вознаграждения за них – это может быть письменная благодарность организации, ее символика или другие небольшие материальные и нематериальные ценности.
Затраты на организацию подобного вида бизнеса
Основной статьей расходов при открытии фонда является аренда или приобретение помещения. Аренда обойдется в 500-2000 рублей за квадратный метр в месяц. Кроме того, некоторые затраты и достаточно большое количество времени уйдет на то, чтобы найти источники финансирования и начать полноценную работу.
Заработная плата персоналу будет осуществляться из тех денег, которые получает фонд: сумма не должна превышать одной пятой от общей суммы финансирования.
Таким образом, несмотря на то, что благотворительный фонд – это некоммерческая организация, он не подразумевает работы на безвозмездной основе. Для его организации не нужны большие затраты: основная трудность связана с привлечением капитала. Для этого необходимо правильно выбрать область, в которой он будет осуществлять проекты.