Зачем и как брать авто в лизинг юридическим лицам
Большинство людей знакомы с таким экономическим явлением, как автокредитование (эта программа предоставляется практически всеми банками), но если требуется, к примеру, приобрести машину на вторичном рынке или ТС необходимо очень срочно, эта схема уже не сработает.
В этом случае целесообразно использовать такую форму приобретения транспортных средств, как лизинг. Подробнее о ее сущности и условиях – далее.
Что это такое?
Лизинг представляет собой одну из разновидностей кредитования. По сути – это долгосрочная аренда с возможностью последующего выкупа транспортных средств. Прибегают к ней тогда, когда предпринимателю необходимо срочно получить то или иное оборудование (в данном случае ТС), но на момент заключения сделки юридическое лицо не располагает необходимыми финансовыми средствами.
Задача лизинга – минимизировать риски участников договора. Условия контрактного соглашения обычно очень гибкие, сроки выплат денег заемщиком согласовываются, могут быть добавлены дополнительные услуги и оговорены особые требования (например, аренда без первоначального взноса).
Оформление договора предполагает участие 4 сторон:
- лизингодатель;
- продавец ТС;
- лизингополучатель;
- страховая компания.
Лизингодатель и лизингополучатель могут быть как юридическими, так и физическими лицами. Лизинг уместен тогда, когда предприятие испытывает необходимость в приобретении новых ТС. Покупка автомобиля в кредит для фирмы невыгодна, поскольку требует существенных затрат оборотных средств.
Юридическое лицо имеет право самостоятельно выбирать технику (марку машины, ее состояние, комплектацию). За лизингодателем закреплен подбор дилера.
К дополнительным услугам можно отнести:
- замену шин, масла;
- сезонное обслуживание и т. д.
Стоимость всех процедур не выплачивается единовременно, а распределяется помесячно. В этом – основной плюс данной процедуры.
Получив ТС, предприятие может вводить их в эксплуатацию и получать прибыль. Пока лизингодателю не выплачена полная сумма, считается, что автомобиль находится в аренде. При желании со временем он может быть выкуплен, но часто предприятия возвращают ТС и оформляют другие авто.
Преимущества и недостатки
Выгоды сделки для юридических лиц:
- процедура оптимальна для мелких заемщиков (небольших ИП) – договор всегда заключается на условиях арендатора;
- быстрый возврат денежных средств не требуется;
- возможность выбора необходимой марки машины;
- процедура регистрации ТС осуществляется и оплачивается лизингодателем;
- минимальные платежи на начальных стадиях;
- это схема выплат, получившая мощную государственную поддержку;
- лизинговая сделка оформляется быстрее и проще, чем договор автокредитования в банке;
- лизингополучатель может оформить дополнительный заем;
- арендатор не платит налоги с транспортных средств, полученных по лизингу;
- лизингополучатель по окончании выплат имеет право выкупить автомобиль или отказаться от него.
Но существуют и минусы:
- если арендатор не вносит своевременно требуемые выплаты, он не только лишается самого ТС, но и теряет первоначальный взнос, а также все внесенные до этого момента денежные средства;
- лизингополучатель не имеет никаких прав на машину, пока не выплатит полную ее стоимость;
- когда договор привязывается к валютному курсу, арендатор может сильно переплатить;
- «плавающие ставки» здесь не практикуются;
- часто дополнительные услуги находятся вне рамок соглашения, поэтому решать насущные проблемы (страховка, выплата средств в случае ДТП) юридическому лицу приходится самостоятельно;
- даже если ТС по какой-то причине вышло из строя, платежи по договору все равно должны поступать;
- автомобиль за период выплат может устареть;
- по окончании контракта лизинговый объект всегда обладает большей ликвидационной стоимостью – арендатор в любом случае будет в проигрыше.
Подробнее о данной схеме аренды вы можете узнать из следующего видео:
В каких случаях он нужен?
Такая форма кредитования незаменима:
- для мелких частных предприятий с небольшим бюджетом;
- при аренде большого комплекса ТС, например, для такси;
- когда юридическое лицо не имеет намерения приобретать автомобили, а хочет получить их во временное пользование.
Условия соглашения
Рассмотрим лизинговые выгоды на конкретном примере (лизингодатель – компания Renault):
- Объект сделки – легковой автомобиль, балансовая стоимость которого равна 1 млн рублей. Согласно законодательным нормам, ТС относится к 4-1 амортизационной группе (эксплуатационный срок – от пяти до семи лет включительно).
- Договор с лизингополучателем заключен на три года.
- Перед подписанием контракта необходимо рассчитать ускоряющий коэффициент – с его помощью будет списана стоимость авто за вышеозначенный срок. Балансодержатель (по закону – любая компания) определил термин эксплуатации автотранспорта – 72 месяца. Без ускоряющего коэффициента величина ежемесячной нормы амортизации будет составлять 1,39%.
- В процессе переговоров лизингодатель и арендатор достигли соглашения, что УК=2. Соответственно, норма ускоренной амортизации транспортного средства по контракту – 2,78%.
- В результате арендованный автотранспорт будет полностью амортизирован за трехлетний период (этот срок обозначен в лизинговом договоре).
- В случае, если условно принять срок полезной эксплуатации машины за 80 месяцев, то норма с использованием ускоряющего коэффициента – 2,775%. Соответственно, срок списания ТС остается неизменным и составляет 36 месяцев.
Таким образом, условия соглашения являются выгодными для обеих сторон – участников сделки.
Как грамотно составить заявление на возврат излишне уплаченного налога – читайте тут.
Необходимая документация
Множество банков и специализированных лизинговых компаний предлагают составить соответствующий договор для юридических лиц.
Для заключения сделки необходим такой же пакет документов, как и при кредитовании – финансовые и юридические бумаги компании-лизингополучателя. На основании их анализа лизингодатель оценивает степень платежеспособности юр. лица и его репутацию.
Арендатор выплачивает первый взнос сразу же, как только подписан договор. После этого можно вводить транспортные средства в эксплуатацию.
Итак, процесс оформления документации состоит из нескольких этапов:
- выбор марки, модели транспорта (можно выбирать и бу автомобили с пробегом), мощности его двигателя, дополнительного оборудования и других мелких нюансов;
- составление заявки на лизинг;
- предварительный расчет по сделке;
- передача документов от лизингополучателя (учредительные и финансовые бумаги компании) лизингодателю;
- после того, как принято решение о сделке, с поставщиком ТС заключается договор купли-продажи, с арендатором – лизинговое соглашение;
- внесение первоначального взноса (сумма оговаривается в контракте);
- введение машины в эксплуатацию.
В большинстве случаев с момента подачи заявки предприятием до передачи ему соответствующего транспортного средства проходит не больше двух недель.
Нюансы выплат
Юридические лица, подпадающие под общий режим налогообложения, могут арендовать легковые автомобили и спецтехнику на более выгодных условиях, чем если бы они оформляли автокредит.
При невыплате хотя бы одного планового взноса лизингодатель имеет основания требовать расторгнуть договор досрочно и вывести транспортное средство из эксплуатации. Выплаченные до этого момента денежные средства не возвращаются (в полном объеме).
Лизинговые выплаты сопряжены с рядом нюансов (финансовых и налоговых):
- вопросы поставки транспорта и ее оплата «ложатся на плечи» лизингодателя;
- лизингополучатель не платит налог на имущество, поскольку ТС находится на балансе его поставщика;
- все платежи, которые вносит арендатор, уже включают в себя сопутствующие расходы – выплаты в пенсионный фонд, НДС, страхование и т. д. Соответственно, бухгалтерский отдел лизингополучателя избавлен от лишней обременительной бумажной работы;
- остаточная стоимость автомобиля закономерно уменьшается – значит, при его переходе на баланс предприятия оно будет платить за него существенно меньший налог на имущество.
В налоговом учете фирмы лизинговые платежи расцениваются как расходные, значит, налог на прибыль с них взысканию не подлежит.