Акт приема-передачи помещения в аренду: порядок написания и образец
Составление акта приема-передачи помещения является обязательным условием, если имеет место любая форма передачи. Этот документ необходим для целей бухгалтерского или налогового характера, а также в случае возникновения гражданско-правового спора.
В статье мы разберем все нюансы составления этого соглашения.
Что собой представляет данный документ?
Акт приема-передачи помещения – регулятор отношений, сторонами которого являются арендатор и арендодатель. Статья 556 ГК РФ гласит о том, что передача какой-либо недвижимости должна сопровождаться договором и актом. Если одна из сторон договора не желает подписывать акт, значит обязательства не могут считаться исполненными.
В акте описываются качественные характеристики передаваемого объекта, что очень важно в случае возникновения разногласий. Например, если при приеме не были оговорены какие-либо недостатки, то рассчитывать на их устранение или возмещение расходов после подписания документа арендатор не сможет.
Унифицированная форма бланка акта приема-передачи отсутствует, следовательно, его можно составлять в произвольной форме. Но, обязательно нужно упомянуть:
- о текущем состоянии помещения;
- о недостатках;
- о дорогостоящих элементах;
- о ремонте;
- о необходимых усовершенствованиях или доработках.
Кем составляется и подписывается приказ о проведении инвентаризации – смотрите здесь.
Посмотреть примеры объяснительной записки об опоздании на работу вы можете в этой статье.
Об особенностях оформления разных помещений
В соответствии с договором аренды и назначением помещения у арендодателя возникает обязанность передать описанный объект арендатору. Имущество должно быть передано со всем комплектом принадлежностей и относящихся к нему документов, как об этом сказано в договоре. Если что-либо из указанного в договоре не было предоставлено арендатору, и он не может использовать помещение так, как он рассчитывал, то у него есть полное право потребовать предоставить ему эти принадлежности и документы или расторгнуть договор и заставить возместить убытки через суд.
У арендодателя в соответствии с данным актом есть право требовать возврат имущества в срок, указанный в договоре, и возмещения убытков, которые возникли в результате задержки.
Жилое помещение
Сдача в аренду такого помещения предполагает составление акта следующего содержания:
- дата и место подписания акта;
- стороны;
- описание объекта с указанием точного адреса, этажа и метража;
- внутреннее состояние жилого объекта.
Также здесь следует оговорить отсутствие или наличие каких-либо претензий с той или иной стороны.
Нежилое помещение
Как говорило выше, законодательством не установлена унифицированная форма акта приема-передачи, но обычно в нем содержатся следующие данные:
- дата и место составления;
- наименования сторон в соответствии с учредительными документами;
- основание составления (реквизиты договора);
- точный адрес и площадь помещения;
- полная информация о его техническом состоянии (пол, окна, стены, перекрытия, двери);
- описание обнаруженных дефектов или упоминание об их отсутствии;
- реквизиты сторон;
- подписи.
Также акт должен сопровождаться указанием целей будущего использования помещения.
Передача офисного помещения также сопровождается составлением подтверждающего акта. Данный документ необходимо будет предоставить в составе пакета документов, без которого нельзя зарегистрировать компанию и указать ее юридический адрес. В состав соглашения входит примерно та же информация, что и в вышеописанных случаях: точный адрес, площадь и техническое состояние.
О заполнении акта можно подробнее посмотреть на следующем видео:
О процессе составления документа
Составление акта нельзя назвать сложной задачей. Обычно он выглядит следующим образом:
- Вверху указывается наименование документа и дата, когда его составили.
- Далее отводится место для указания реквизитов договора, приложением которого является этот акт, наименований юридических лиц или имен физических лиц.
- Описание технического состояния помещения, этажности, внутреннего состояния, наличия или необходимости ремонта и т. д.
- Если передается жилое помещение, то следует описать межкомнатные перегородки, ограждения, стены, дверные и оконные проемы, проведенные капитальный и косметический ремонты, а также наличие тех или иных коммуникаций (электроснабжения, теплоснабжения, канализации и водоснабжения).
- Завершающим моментом являются подписи сторон.
Важно! Акт является неотъемлемым документом в случае передачи нежилого помещения. У каждой стороны должен быть свой экземпляр вне зависимости от количества сторон, подписанный непосредственно лицом или его представителем.







