Как открыть аптеку по франшизе?
Чтобы открыть частную аптеку, требуются большие начальные вложения. В Москве, например, минимум составляет 40-85 тысяч долларов, и этих средств хватает только на аренду, ремонт, покупку оборудования и мебели, оформление документов, зарплату в первые 3 месяца работы. Чтобы не прогореть, может потребоваться до полумиллиона долларов.
В этой статье будут рассмотрены аспекты начала работы аптеки по франшизе.
Что выбрать – частное предприятие или франшизу
Основное отличие аптечного бизнеса от других видов предпринимательской деятельности – цены не зависят от уровня спроса, они регулируются государством.
Если организовать свою аптеку, то войти в рынок достаточно сложно – слишком большой сегмент заняли большие сетевые предприятия, конкурировать с которыми достаточно сложно.
Гораздо проще купить франшизу. Крупные сетевые аптеки испытывают определенные трудности с помещениями, поэтому они охотно берут инвесторов, у которых есть возможность купить или арендовать место для бизнеса. Но и эта ниша практически заполнена, особенно в крупных городах. Кроме того, для начала аптечного бизнеса необходимо обладать хотя бы минимальными знаниями в этой области. Проверяются аптеки часто, и закупка непригодных или просроченных препаратов может привести к большим неприятностям.
Возможно ли организовать бизнес по франшизе без вложений – узнайте, прочитав эту статью.
Достоинства и недостатки аптечной франшизы
Преимуществ у франчайзинга гораздо больше, чем недостатков:
- уменьшение объема начальных вложений, особенно если франчайзер предлагает бизнес «под ключ» (поиск помещения, оформление аренды, ремонт, оформление лицензии);
- большинство франчайзеров предлагают уже раскрученный бренд и логотип;
- помощь в руководстве бизнесом;
- возможность получить скидки при закупке товара;
- возможность возвращать непроданный товар;
- сведение практически до минимума расходов на рекламу;
- помощь при подборе и обучении персонала;
- снижение риска потерпеть неудачу;
- окупаемость за 6-12 месяцев.
Перед покупкой обязательно нужно изучить все предложения, сравнить цены и условия. Не помешает так же сделать анализ спроса в конкретном регионе, перед подписанием договора посоветоваться с опытным юристом. Ведь франшизы предлагаются самые разнообразные, важно выбрать самую выгодную для вас.
Самые популярные франшизы
Такими считаются предложения «А5», «Ригла», «Эвалар», «Имплозия», «Горздрав», 120/80», «36,6». Цена франшиз – 20 тысяч долларов и выше.
Особенности аптеки «36,6»
Эта сеть считается самой большой в нашей стране. На данный момент именно она продает больше всего медикаментов.
В договор франшизы включается:
- право использовать бренд;
- помощь при выборе помещения, подборе персонала;
- помощь при оформлении лицензии и разрешительных документов;
- помощь во время создания бизнес-плана;
- помощь в создании предприятия;
- обучение руководителей, аптекарей и провизоров;
- помощь в формировании ассортимента на начальном этапе и во время работы;
- предоставление консультаций по мерчандайзингу (раскладке товаров, их оснащению ценами и рекламными материалами);
- поставки продукции с оплатой после продажи;
- организация поставок от сторонних поставщиков;
- поддержка при организации рекламы, оплата рекламных материалов.
Покупатель франшизы должен купить или арендовать помещение (минимальная площадь 30 м2), дизайнерский проект разрабатывает продавец франшизы. Начальные инвестиции – 50 000-100 000 долларов, окупаются примерно за полтора года.
Особенности аптеки «120/80»
Еще одна стремительно развивающаяся и достаточно надежная сеть –120/80. Ее создали высококвалифицированные специалисты в сфере торговли медикаментами. За короткое время эта сеть заняла одну из ведущих позиций на рынке.
«120/80» после покупки франшизы предлагает покупателям – новым владельцам аптек:
- возможность использовать популярную торговую марку;
- помощь в выборе торгового места;
- индивидуальный бизнес-план и документацию по ведению бизнеса;
- любые консультации от момента открытия аптеки до окончания срока договора;
- поставки товаров по специальной цене, определенной только для партнеров;
- список сторонних поставщиков медикаментов;
- поддержку в проведении рекламных компаний;
- обучение нового владельца аптеки менеджменту по собственным методикам;
- бесплатное обучение руководителей предприятия и персонала.
Отличительная особенность аптек «120/80» – наличие в них терапевта, в обязанности которого входит помочь клиентам в выборе нужных медикаментов. Начальные инвестиции относительно небольшие – от 35 000 рублей. Специалисты аптеки «120/80» утверждают, что они окупаются за 1-2 года.
Особенности аптеки «А5»
Сеть «А5» – самая молодая, так как работает только с 2006 года. В 2011 году она купила интернет-аптеку piluli.ru, одновременно войдя в состав «А5 Group». На данный момент этот сетевой проект кроме медикаментов предлагает потребителям БАДы, медицинские приборы и косметику практически по всей России. Сетевую аптеку за сутки посещает до 1,6 миллионов пользователей, просматривается до 4 миллионов страниц сайта. Это позволило увеличить не только узнаваемость бренда. но и расширить сеть аптек оффлайн.
Покупателям франшизы аптека «А5» предлагает:
- разработку дизайнерского проекта помещений;
- гарантированную лицензию на торговлю медицинскими препаратами;
- помощь во время подбора персонала;
- консультации при компьютеризации процесса продаж и бухгалтерского учета;
- консультации во время разработки рекламных материалов;
- поставки товара на реализацию;
- организацию обучения руководителей и персонала;
- сопровождение бизнеса во время действия договора;
- оформление обратной франшизы, после подписания которой они могут работать, используя лицензию «А5» (свою получать не нужно).
Особенности аптеки «Ригла»
Сеть аптек «Ригла» в рейтинге по эффективности предпринимательской деятельности занимает второе место по нашей стране и сейчас выходит на более высокий уровень – применяется новая методика развития от британской компании Identica. Объем продаж непрерывно увеличивается, что делает эту сеть еще более привлекательной с точки зрения приобретения франшизы. Сейчас аптеки под этим брендом можно открыть не только на территории всей России, но и на Украине.
Покупатель франшизы получает:
- право пользоваться популярной торговой маркой, имидж которой становится все выше;
- право приобретать медикаменты и другие товары в компании «Протек» по сниженной стоимости (по льготным ценам партнера «Ригла»);
- включение в рекламную кампанию, которая проводится по всей стране;
- организованные головным предприятием акции, направленные на продвижение;
- помощь методическими материалами при организации различных акций, направленных на повышение уровня сбыта;
- комплект документации для ведения предпринимательской деятельности;
- помощь в автоматизации бухгалтерского учета (заказа и закупок медикаментов, оприходования товаров, их передвижения по аптеке, списания, проведения инвентаризации);
- информацию для анализа потребительского спроса, его изменений в зависимости от сезона, изучения спроса покупателей;
- рекомендации по формированию ассортимента торговой точки, разработанные на основе собственного опыта;
- данные о надежных поставщиках сопутствующих товаров и оборудования;
- бесплатное обучение руководства и персонала.
Владельцы аптек по франшизе «Ригла» имеют один и тот же набор товара, сформированный на основе одного плана. Покупатель должен найти площадь не менее чем 65 м2. Начальная цена франшизы – 1 000 долларов, общий объем начальных инвестиций – 60 тысяч долларов и больше, половина из них предназначается для оформления дизайна торгового помещения таким образом, чтобы оно соответствовало требованиям продавца франшизы. Ежемесячный платеж (роялти) за использование бренда – 1 000 долларов.
Особенности аптеки «Эвалар»
Эта сеть за 20 лет работы была несколько раз удостоена премии «Идея здоровья» (как лучшая среди предприятий, производящих БАДы). Этот бренд так же неоднократно признан первым на российском фармацевтическом рынке. Аптеки «Эвалар» знает любой житель России, так как продукцией, производимой у них, пользуются многие. Основная часть аптек расположены в Москве и на Алтае.
После покупки франшизы владелец аптеки получает:
- право пользования брендом;
- помощь во время оформления помещений (индивидуальный проект в фирменном стиле, внешнее оформление, включая вывеску);
- оборудование для размещения товара;
- поддержку во время осуществления рекламных кампаний;
- специальные бонусы, установленные за продажу продуктов «Эвалар»;
- помощь в формировании первоначального набора товаров, их оснащения рекламными атрибутами и ценами;
- бесплатное обучение всего персонала (тренинги и семинары);
- постоянную поддержку во время действия договора;
- консультации квалифицированных юристов в сфере управления бизнесом, разработки торговой стратегии, подборе персонала, образования цен, маркетинга и безопасности.
После открытия нового торгового предприятия «Эвалар» проводит ее рекламную компанию. Материалы с контактными данными предоставляются всем средствам массовой информации конкретного региона. Вся информация дублируется на сайте компании, номера телефонов вводятся в базу центральной информационной линии. Для проведения собственных рекламных компаний предоставляются все необходимые материалы.
Чтобы начать работу под брендом «Эвалар», необходимо иметь лицензию, помещение в месте с высокой проходимостью и готовность к сотрудничеству. Разовый платеж составляет 5 000 рублей. За пользование торговой маркой платить не нужно. Для закупки начального ассортимента товара требуется примерно 75 000 рублей. Оборот аптеки должен быть, как минимум, 1 миллион рублей (0,1% нужно платить продавцу франшизы).
Особенности аптеки «Имплозия»
«Имплозия» основана в 1991 году в Самаре как предприятие для оптовой и розничной торговли медикаментами и другими товарами, необходимыми для аптек. Аптечная сеть на основе франшизы начала развиваться в 2001 году. Все предприятия (более 530), работающие под брендом этой компании, объединены в одну компьютерную сеть. Во все предприятия внедряются современные системы управления бизнесом, что позволяет повысить производительность.
На данный момент существует справочная, позволяющая в любой момент узнать ассортимент всех аптек, входящих в сеть. Покупатели могут пользоваться дисконтной картой, позволяющей получить скидки на 5-10%.
Своим партнерам «Имплозия» предоставляет:
- помощь в разработке дизайна торгового помещения;
- высокий уровень автоматизации новых торговых точек;
- высококачественную транспортную логистику;
- помощь в разработке концепции торговли;
- скидки при приобретении начального ассортимента товара;
- оптимизацию товаров в аптеке розничной торговли;
- возможность анализировать бизнес показатели;
- программы для продвижения товаров, в том числе и для организации собственной рекламы;
- регулярное обучение персонала с целью увеличить товарооборот;
- поддержку в развитии.
Чтобы работать с сетью «Имплозия», нужно арендовать помещение на первом этаже с площадью 40-200 м2 и иметь от 150 000 долларов на начальные вложения (на оформление помещений, покупку оборудования и товарных запасов).
Преимущества аптечной сети Горздрав
«Горздрав» работает в фармацевтической области с 1989 года. Он был основан как предприятие для производства медикаментов и биодобавок. Первая аптека для оптовой торговли основана в 1993 году. На данный момент это крупная аптечная сеть, занимающаяся оптовой и розничной торговлей, которая продает широкий ассортимент отечественных и импортных медикаментов, средства гигиены, медицинскую аппаратуру и косметику.
К преимуществам аптек Горздрав можно отнести:
- высокое качество всех товаров;
- демократичные цены;
- широкий ассортимент различных видов товара;
- профессионализм персонала.
На данный момент Горздрав входит в аптечную сеть A.v.e и имеет около 200 торговых точек в Москве и области.
Как преуспеть в аптечном бизнесе по франшизе
Особенность России – непонимание, что такое договор франчайзинга и отсутствие полноценной правовой базы для этого направления бизнеса. Эти обстоятельства привели к тому, что на рынке полно сомнительных предложений, которые совершенно не соответствуют этому институту.
Поэтому перед покупкой необходимо определиться, для чего нужна франшиза:
- хочется организовать бизнес, но нужный опыт отсутствует;
- необходимо расширить уже существующую аптеку (сменить формат или увеличить количество торговых точек);
- нужно диверсифицировать неаптечный бизнес с помощью аптечного с целью увеличить устойчивость инвестиций.
Следующий шаг – оценка всех возможных проблем и сложностей, которые могут возникнуть в связи с централизованностью управления, изучить возможных продавцов франшизы, продумать, как отсеять ненадежных. Для этого необходимо:
- выбрать популярный бренд, который уже завоевал популярность у потребителей;
- изучить методы ведения бизнеса, их успешность в нескольких регионах;
- определить, каким образом передаются знания по ведению бизнеса и осуществляется его сопровождение;
- оценить и проанализировать все возможные риски;
- узнать, есть ли документы по стандартным методам работы;
- узнать у других владельцев франшизы, действительно ли ее продавец работает по той модели, которую предлагает.
В договоре особого внимания заслуживает строка «инвестиции». Важно понять, что под этим подразумевает продавец франшизы. Это может быть необходимость в помещении или какое-то другое особое условие. Не помешает также разобраться с некоторыми основными понятиями:
- Стартовой ценой называется сумма начального (паушального) взноса и другие траты (ремонт помещений, покупка оборудования, расходы на приобретение начального объема товара и рекламу). Эта сумма чаще всего в предложениях по покупке франшизы не фигурирует, ее нужно определить самостоятельно.
- Роялти – одноразовый платеж, вносимый сразу после заключения договора. Если в этой графе указаны проценты, то это средства, которые нужно будет начислять с оборота и переводить продавцу франшизы. Если в графе «роялти» ноль, то этот платеж уже входит в товары, которые будут поставляться. Самый худший вариант – ноль свидетельствует о том, что продавец франшизы отказывается помогать в ведении бизнеса.
Если для того, чтобы разобраться с договором, не хватает знаний, лучше всего обратиться за помощью к квалифицированному юристу.
Вам не кажется, что вы роялти с паушальным взносом перепутали?