Как составляется должностная инструкция юриста в организации (ООО)

документация компанииВ любой компании юрист является одним из главных сотрудников, отвечающих за соответствие деятельности организации законам, действующим на территории России, а также за защиту интересов фирмы при возникновении разногласий с различными контрагентами.

Соответственно, должностная инструкция этого сотрудника должна максимально четко раскрывать особенности этой должности и критерии приема на работу.

Описание должности и ее категории

Юрист относится к так называемой категории специалистов и зачастую назначается на должность и подчиняется непосредственно руководителю компании. Это происходит потому, что многие маленькие и средние организации не нуждаются в содержании полноценного юридического отдела.

Для того чтобы получить эту должность, соискатель обязан иметь высшее профессиональное образование с учетом знания всех отраслей права. Кроме того, многие компании предъявляют требования к стажу работы.

Различается несколько категорий юристов:

  • Юрисконсульт – человек, имеющий высшее профессиональное образование без учета стажа работы либо среднее профессиональное при условии отработанного срока, равного 5 годам.
  • Юрисконсульт 2 категории – те же требования, что и для предыдущего типа, при условии опыта работы не менее 3 лет (если полученное образование является высшим, а не средним).
  • Юрисконсульт 1 категории – для него дополнительным требованием является наличие стажа работы в предыдущей категории не менее 3 лет.
документооборотКак правильно написать должностную инструкцию слесаря-сантехника, читайте в этой статье.

Для чего нужна и как заполняется требование-накладная – смотрите здесь.

Зачем нужен этот документ

цель оформленияДолжностная инструкция является документом, крайне необходимым любой организации. Во-первых, она позволяет систематизировать все данные о должностях в компании. Соответственно, процесс внесения изменений упрощается.

Кроме того, данный документ представляет собой основу для формирования системы показателей для контроля отдельных сотрудников и отделов. С помощью этой системы можно определять как необходимость выплат бонусов, так и наложения взысканий на тех людей, которые некачественно выполняют свою работу.

Помимо вышеперечисленных достоинств использования, он позволяет:

  • Сделать разделение труда более рациональным.
  • Правильно подбирать кадры на открытые вакансии.
  • В случае необходимости осуществлять кадровую перестановку.
  • Повысить эффективность управления персоналом.
  • Обеспечить объективность при проведении аттестации.
  • Четко определять человека, ответственного за тот или иной результат, достигаемый отделом или компанией.
  • Обеспечить взаимодействие между сотрудниками разных отделов при выполнении смежных функций.
  • Исключить дублирование функций.

Инструкция для юриста-консультанта составляется менеджером по управлению персоналом совместно с начальником юридического отдела (в случае, если такая служба в компании обособленно выделена). При этом она должна утверждаться генеральным директором и отдаваться нанимаемому сотруднику с целью ознакомления. В случае, если содержание трудового договора не соответствует тому, что прописано в инструкции, необходимо осуществить пересмотр его условий.

Более подробно о том, как составить подробный и четкий документ – смотрите на видео:

Структура и содержание

В каждой инструкции существует 4 основных положения. В некоторых случаях их может быть больше, поскольку оформление этого документа не закреплено законодательно.

Здесь вы можете бесплатно скачать образец данной документации

Первый раздел – общие положения, в котором указывается лицо, которое принимает на себя обязанности юриста в случае его отсутствия. Кроме того, эта часть раскрывает документы, которыми он должен руководствоваться в своей деятельности – в первую очередь это законодательство РФ, затем следует устав и локальные акты в компании, а также приказы руководства.

Вторая часть – это должностные обязанности, среди которых можно выделить:

  • Осуществление проверки всех документов правового характера на предмет соответствия законодательству.
  • Ведение претензионной работы.
  • Ведение договорной работы (разработка проектов и обеспечение нотариального удостоверения).
  • Разработка учредительных документов и внесение в них изменений.
  • Ведение исковой работы.
  • Подготовка заявок и документов для получения необходимых лицензий.
  • Осуществление консультирования сотрудников компании по юридической тематике и т. п.

процедура составленияТретья часть – это права юриста: в частности, он может запрашивать все необходимые для его деятельности материалы, вести переписку с различными органами (государственными, судебными) для решения поставленных вопросов, визировать документы, давать указания всем сотрудникам и отделам, связанные с правовыми вопросами и т. д.

Четвертый раздел – это ответственность. Как и другие сотрудники, он должен нести наказание в случае невыполнения или некачественного выполнения должностных обязанностей, перечисленных во втором разделе. Кроме того, если юрист не соблюдает инструкции или нарушает трудовую дисциплину, он также несет ответственность. Наконец, для него недопустимо нарушение сохранности коммерческой тайны и другой конфиденциальной информации.

Автор статьи:
-
0
+
Отправить комментарий